63.
Александр Золотов
(05.10.2009 13:45)
0
Уважаемые Максим и Команда,
Спасибо за доброе письмо и звание «успешного человека». Отвечаю на Ваши вопросы.
Многие люди с раннего детства знают, кем они будут, когда вырастут. А Вы, в каком возрасте определились со своим профессиональным будущим? Что послужило мотивом? И сразу ли Вы хотели стать врачом-травматологом? После окончания школы стоял на распутье. Нравилось все. Хотел быть и военным, и инженером, и моряком, и геологом. Помогла мама (детский врач). Сказала, если ты не можешь определиться с выбором профессии, иди в медицинский институт. Медицина – очень широкое поле деятельности. Кому неинтересно (или не получается) лечить, может стать рентгенологом или врачом-лаборантом. Очень нужные и интересные специальности. Не нравится работа практикующего врача, можно выбрать гигиену или организацию здравоохранения. Любишь спорт – можешь выучиться на спортивного врача. А можно, вообще, заниматься только теоретической медициной в одном из вузов или НИИ. Послушал мать. Поступил в медицинский институт. Опять все нравится, опять все интересно. Со второго курса стал работать на «скорой помощи» санитаром на «Бородинской» подстанции. Часто приходилось доставлять пострадавших в травмпункт №3 на Давыдова и городскую больницу на Первой речке. Заинтересовался работой врачей-травматологов. Прочитал все книги по травматологии и ортопедии, которые были в институтской библиотеке. На 4 курсе устроился работать медбратом в травмпункт №3 на Второй речке и проработал там до окончания института. Получил красный диплом и приглашение в аспирантуру на теоретическую кафедру оперативной хирургии. От аспирантуры отказался, уж очень хотелось романтики и самостоятельной практической работы в травматологии и ортопедии. По распределению попал в Спасск.
Как Вы учились в школе? Вероятно, Вы уделяли много внимания биологии и анатомии? Учился хорошо. В аттестате несколько «четверок», остальные «пятерки». Хотя во время моего школьного детства хорошо учиться для парня было не престижно. «Ботаников» не любили. Сам я из Владивостока, жил на Чуркине, в одном из самых неспокойных районов города, учился в 62 школе. Модно было быть «шпаной», хулиганить, носить телогрейку, «кирзачи», хорошо играть в футбол и в хоккей с шайбой. Все это делали большинство мальчишек, в том числе и я. В старших классах жизненные ценности поменялись. Важно было быть не только спортивным, но уметь играть на гитаре. “Beatles” для многих стали кумирами номер один. Лично я и сегодня считаю их лучшими музыкантами. В перерывах между футболом, хоккеем, теннисом, плаванием, греблей на каноэ окончил несколько классов в музыкальной школе №2 (рядом с бывшим кинотеатром «Чайка») по классу баяна. Поэтому научиться самому играть на гитаре было нетрудно. С тех пор гитара стала не только другом, но и инструментом общения с людьми. Оценки в обычной школе не считались самым главным. Хотя если ты наравне со всеми много гуляешь, развлекаешься, не готовишь прилежно домашнее задание, но при этом прилично отвечаешь на уроках – это ценилось, и за это уважали. Любимыми предметами в школе были математика, физика, география, английский язык. Да простят меня учителя ботаники, зоологии и биологии, но эти предметы я не любил. И в отличие от министерства образования, не считаю их самыми важными (профилирующими) для врача, во всяком случае, для хирурга. Анатомии в школе уделял внимания не больше, чем другие, но и не меньше. Элементарные знания по анатомии необходимы любому человеку.
Как Вы добились таких профессиональных успехов? С чего начался Ваш карьерный путь? Были ли неудачи? Было ли целью, или это подарок судьбы, что Вы добились степени доктора медицинских наук? В 40 лет накопился определенный опыт. Некоторые хирургические операции стал выполнять не так, как другие, а некоторые – лучше других. Захотелось проанализировать свою работу. Так получилась кандидатская диссертация. Ну а если не останавливаться и продолжать исследовательскую работу, то один кандидат наук из десяти становится доктором наук. Кстати, в творческой работе очень помогают общение с коллегами из разных городов и стран, стажировки, курсы усовершенствования, участие в профессиональных ассоциациях, форумах, съездах и конференциях, специальная периодическая литература (иностранная обязательно). Чтобы самому придумать что-то новое и полезное, необходимо знать, что сейчас актуально и что до тебя уже изучено. В этом отношении интернет сегодня уравнивает возможности жителей мегаполисов и жителей малых городов. Не раз убеждался в том, что в некоторых узкопрофессиональных вопросах я более информирован, чем, например, мои коллеги из Южной Кореи или Швеции. Хотя внешний вид и оснащение заграничного госпиталя по сравнению с нашей больницей – это небо и земля. Что касается неудач, то без них не бывает, и это нормально. Без неудач мы бы не знали, что такое удача.
Как вы думаете, лечить людей это призвание? Сегодня этот вопрос выглядит излишне пафосным. Работа врача-лечебника может нравиться, а может не нравиться, как и любая другая профессия. Ну и если она тебе в тягость, и тебя раздражают больные, их жалобы, проблемы, нет желания делать операции, врачебные манипуляции, значит, ты ошибся с выбором специальности, а может быть и профессии. И люди ее меняют. Очень много примеров, когда бывшие врачи стали продавцами, бизнесменами, писателями, музыкантами, политиками, мэрами и даже президентами. И хотя мотивация смены профессии могла быть другой, мне кажется, что большинству из них просто не нравилось быть врачом.
Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать успешный человек? Сначала следует определить, кого считать успешным человеком. Того, кто стал классным специалистом в своем деле? Того кто стал очень большим начальником? Или того кто стал сказочно богатым? Если Вы молоды и хотите стать хорошим специалистом, например, хирургом, то кроме книг, журналов и интернета, вам понадобится учитель, в лице, например, старшего коллеги по работе. Потому что лучшая формула любого обучения – это «мастер и подмастерье». Поэтому с первого дня знакомства необходимы нормальные человеческие отношения в коллективе. В этой ситуации необходимые человеческие качества – честность, доброта, порядочность. Если старший коллега попросил помочь – придите по первому зову. Если есть необходимость – задержитесь на работе. В ответ мастер многое расскажет и покажет, в том числе и то, чего нет в учебниках. Кстати, в настоящей клятве Гиппократа говорится в основном о преданности ученика учителю, а не о том, что мы привыкли слышать. Ситуация вторая. Вы хотите стать большим начальником. В этом случае вам понадобятся совсем другие качества. Почитайте М. Веллера («Смысл жизни», издательство АСТ, Москва, 2008). В борьбе за власть побеждает тот, кто предпочитает расчет. И ради победы приходится врать, предавать, подкупать. Большой правитель не может быть хорошим человеком. Помните, как один известный руководитель обещал построить в Спасске-Дальнем спортивный комплекс, такой же крутой, как в детском центре «Океан»? Чтобы спорт отвлек молодежь от наркотиков. Даже символический камень установил на месте будущей стройки в присутствии журналистов, фоторепортеров и видеокамер. Где теперь руководитель мы знаем. А где спортивный комплекс? Обманул. Ситуация третья. Вы хотите стать богатым. Честно заработать большие деньги в медицине в нашей стране невозможно, хоть умри на работе. Врачи в России получают неприлично низкую зарплату (в отличие от иностранных коллег, весьма богатых и самодостаточных). Но есть исключение – главные врачи. Зарплата руководителя лечебного учреждения огромная. На зарплату одного главного врача больница может содержать в штате 10 хирургов. Однако в сегодняшней России должность главного врача – «расстрельная», потому что политическая. Если приходит к власти новый мэр города, то снимается старый главный врач и назначается новый. Если избирается новый губернатор, то меняются главные врачи краевых лечебных учреждений. Дело в том, что главный врач сегодня занимается не столько медициной, сколько политикой (выборами). В его ведении электорат из полутысячи пациентов на койках и нескольких сот сотрудников. И в то же время, если главный врач будет заниматься только политикой и собственным благополучием, и не будет оснащать и ремонтировать больницу (а денег нет), то рано или поздно от него тоже избавятся. То есть конец один при любом раскладе. Понимая это, некоторые главные врачи стараются оставить после себя побольше позитива. Таким был, например, Н.П. Михайлов, который за короткий срок работы, фактически, построил роддом, жилой дом для сотрудников, реконструировал хирургический корпус, посадил березовую рощу на территории больничного городка и оставил память о себе на многие годы… В общем, богатство лучше искать в другой отрасли народного хозяйства. Либо становиться главным врачом (о необходимых качествах смотри у М. Веллера).
Были ли в Вашей профессиональной деятельности интересные или забавные истории? Если несложно – расскажите. Вместо забавной истории отправляю Вам попурри из студенческих песен. Я его приготовил для юбилейного вечера встречи выпускников Владивостокского медицинского института 1979 года, который состоялся месяц назад.
Что бы Вы пожелали сегодняшним старшеклассникам, столкнувшимся с проблемой выбора профессии? Как добиться своих целей и стать успешным человеком? Если есть проблема выбора профессии, идите в тот вуз, колледж, техникум или училище, где предлагается самый широкий спектр специальностей. Обязательно что-нибудь найдете по душе. А если ошиблись – не беда, во время учебы можете перейти на другой факультет или другую специальность. Про успех мы уже говорили.
С уважением, А.Золотов
|